Запрет на осуществление трудовой деятельности в случае близкого родства или свойства для руководителей муниципальных предприятий и учреждений
Для работников муниципальных предприятий и учреждений федеральными нормативными правовыми актами не предусмотрен названный запрет.
В связи с этим, на предприятиях и в учреждениях работники, находящиеся в близком родстве или свойстве, могут осуществлять трудовую деятельность, в том числе в условиях непосредственной подчиненности или подконтрольности.
Вместе с тем муниципальному предприятию, учреждению или, например, его учредителю целесообразно разработать порядок и механизм реагирования на факты возникновения личной заинтересованности у работников в случае работы в одной организации родственников (свойственников). Такой порядок и механизмы в первую очередь должны способствовать оперативному реагированию на случаи получения работниками неправомерной выгоды в ситуации конфликта интересов. При этом указанные порядок и механизмы не должны ограничивать законные права и свободы работников. Так, будет являться неправомерным установление запрета на трудоустройство соответствующих лиц либо их увольнение, а также совершение иных юридически значимых действий, ограничивающих право на труд.
При разработке подобного порядка важно учитывать необходимость детального анализа трудовых отношений между родственниками с позиции подчиненности или подконтрольности, наличия у них полномочий, способствующих реализации личной заинтересованности. Например, в ситуации, когда такие полномочия отсутствуют, может проводиться периодический контроль трудовых отношений работников-родственников (свойственников) с целью отслеживания возможных изменений в характере таких отношений. Если соответствующие полномочия имеются, целесообразно рассмотреть возможность изменения процедур принятия решений, установления дополнительного контроля за принятыми решениями, их оценки и т.д.
При этом реализуемые меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции» не должны подменять собой запрет на работу близких родственников (свойственников). Урегулирование конфликта интересов посредством увольнения работника ограничит его конституционное право на труд. В указанных обстоятельствах, если законодательством Российской Федерации не установлен запрет на работу близких родственников (свойственников), увольнение не может рассматриваться как соразмерная мера по урегулированию конфликта интересов.
Наиболее часто коррупционные риски проявляются при распределении внутри предприятий и учреждений привилегий и благ (повышенные заработные платы, дополнительные надбавки, премии, назначение без соответствующего образования, стажа работы, «льготный» режим труда и отдыха).
Дополнительное регулирование, связанное с предотвращением и урегулированием конфликта интересов, должно учитывать, что работники таких организаций прямо не поименованы в ч. 3 ст. 10 Федерального закона «О противодействии коррупции». Таким образом, принимаемые решения о дополнительном регулировании, связанном с предотвращением и урегулированием конфликта интересов в муниципальных предприятиях и учреждениях, не должны приводить к ограничению гарантированного Конституцией Российской Федерации права на труд и к возникновению дискриминации.
Запрет на осуществление предпринимательской деятельности работниками муниципальных предприятий и учреждений, а также на их участие в управлении коммерческими или некоммерческими организациями
Федеральными нормативными правовыми актами названный запрет в отношении работников муниципальных предприятий и учреждений не установлен, за исключением лиц, указанных в статье 21 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Так, согласно вышеуказанной норме Федерального закона, руководитель унитарного предприятия не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя, а также принимать участие в забастовках.
Нормативными правовыми актами муниципальных образований и локальными актами муниципальных предприятий и учреждений устанавливать данный запрет не допускается.
Вместе с тем муниципальному предприятию, учреждению или, например, его учредителю целесообразно разработать порядок и механизм реагирования на факты возникновения личной заинтересованности у работников в случае осуществления ими предпринимательской деятельности или участия в управлении организациями, осуществляющими свою деятельность в одной сфере с муниципальным предприятием, учреждением, в которую трудоустроен работник.
Такой порядок и механизмы в первую очередь должны способствовать оперативному реагированию на случаи получения работниками неправомерной выгоды в ситуации конфликта интересов.
При этом указанные порядок и механизмы не должны ограничивать законные права и свободы работников. Так, будет являться неправомерным установление запрета на осуществление предпринимательской деятельности работниками муниципальных предприятий и учреждений.
Запрет на получение подарков работниками муниципальных предприятий и учреждений
Статьей 575 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены случаи, при которых не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей.
Так, согласно части 1 вышеуказанной статьи Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей:
1) от имени малолетних и граждан, признанных недееспособными, их законными представителями;
2) работникам образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, и аналогичных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гражданами, находящимися в них на лечении, содержании или воспитании, супругами и родственниками этих граждан;
3) лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей;
4) в отношениях между коммерческими организациями.
Данной статьей не установлен запрет на получение работникам муниципальных предприятий и учреждений в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц.
Муниципальными нормативными правовыми актами и локальными актами муниципальных предприятий и учреждений устанавливать данный запрет не допускается.
Вместе с тем в рамках реализации положений статьи 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции» могут быть установлены единые подходы в отношении приобретения и в части дарения подарков на муниципальных предприятиях и в учреждениях.
Увольнение работника муниципальных предприятий и учреждений в связи с утратой доверия
Увольнение работника в связи с утратой доверия возможно исключительно за действия, указанные в пункте 7.1 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, и при условии, что соответствующий антикоррупционный стандарт установлен Трудовым кодексом Российской Федерации, другим федеральным законом, нормативным правовым актом Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.
В связи с этим данное основание не может применяться в ситуациях, когда антикоррупционный стандарт устанавливается муниципальным нормативным правовым актом или локальным нормативным актом муниципального предприятия, учреждения.
Например, руководитель муниципального учреждения по общему правилу не может быть уволен в связи с утратой доверия за непринятие им мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является (за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральными нормативными правовыми актами, например, в случае непринятия мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов в сфере закупок).
Также руководитель муниципального предприятия, учреждения не может быть уволен в связи с утратой доверия в случае непринятия в такой организации мер по предупреждению коррупции в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции».
Таким образом, применяемые в муниципальных предприятиях, учреждениях меры по предупреждению коррупции требуют выверенного подхода.
Указанные меры, с одной стороны, не должны препятствовать нормальному функционированию таких предприятий и учреждений, а с другой стороны, должны учитывать значимость сфер, в которых осуществляют деятельность муниципальные предприятия, учреждения, оперирование ими денежными средствами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, наличие коррупционных рисков, наступление которых несет риски недостижения социально значимых целей.