Информация прокуратуры Хабаровского района

Изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

С 13 декабря 2024 года вступил в силу Федеральный закон от 13.12.2024 № 471-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», статьей 1 которого вносятся изменения в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) в части дополнения вопросов местного значения муниципального района, муниципального и городского округов.

Так, п. 11 ч. 1 ст. 15 Закона № 131-ФЗ изложен в новой редакции и установлено, что к вопросам местного значения муниципального района отнесено - организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), организация предоставления дополнительного образования взрослых по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

Аналогичные изменения внесены в п. 13 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ в части дополнения вопросов местного значения муниципального и городского округов.

 

Аренда и выкуп публичных участков: правительство ужесточило антикризисные правила 

Как правило, договор аренды государственной или муниципальной земли заключается на торгах в форме аукциона (п. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации). Если дать землю в аренду без аукциона, то договор могут признать недействительным (ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации). Также могут привлечь к ответственности по ст. 14.9 КоАП РФ.

Случаи, когда аукцион не нужен, предусмотрены п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ.

В 2024 г. аукцион не проводится также в следующих случаях: 

- земельный участок, находящийся в региональной или муниципальной собственности, или участок, госсобственность на который не разграничена, предоставляется в аренду юрлицу. Это возможно, если по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации юрлицо уполномочено реализовать масштабный инвестиционный проект, отвечающий критериям, установленным региональным законом, проектом предусмотрено строительство стадиона (иного спортивного объекта), а также обязанность юрлица до заключения договора аренды снести на таком участке за свой счет недвижимость, находящуюся в собственности субъекта Российской Федерации (муниципальной собственности) (пп. "а(1)" п. 1 Постановления Правительства РФ от 09.04.2022 № 629);

- земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется гражданам или юрлицам в аренду для производства продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях действия ограничительных мер. Перечень продукции устанавливается решением органа госвласти субъекта РФ (пп. "б" п. 1 указанного Постановления);

- земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется ИП или юрлицу в аренду на срок до 10 лет для возобновления и (или) продолжения предпринимательской деятельности. При этом должны соблюдаться определенные условия (пп. "ж" п. 1 названного Постановления);

- земельный участок, находящийся в федеральной собственности, предоставляется в аренду юрлицу, заключившему в соответствии с решением Правительства РФ инвестиционный договор. Это возможно, если такой инвестиционный договор предусматривает строительство объектов образования и науки, в том числе объектов кампусов (пп. "и" п. 1 указанного Постановления). 

С 2 ноября 2024 года в договоре аренды государственной или муниципальной земли, который заключают без торгов для производства импортозамещающей продукции при внешних санкциях, надо отразить новое условие. Речь идет о запрете Российским гражданам и юрлицам уступать свои права и обязанности по такому договору. 

Ввели еще одно требование к выкупу арендуемого публичного участка, который предназначен, например, для промышленного применения. Для территориальной зоны, где такая земля расположена, в градостроительных регламентах должен быть нужный вид разрешенного использования. Новшество касается приобретения участков без торгов в случаях, которых нет в ЗК РФ. 

Антикризисные особенности регулирования земельных отношений действуют до конца 2024 года.

 

Конституционный суд Российской Федерации временно запретил штрафовать за неиспользование земли для ИЖС

Строительство, реконструкция объектов индивидуального жилищного строительства (далее - объект ИЖС) и садовых домов с принятием Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществляется в порядке, определенном статьей 51.1 и частями 16 - 21 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ). 

Так, в целях строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома застройщик в соответствии с частью 1 статьи 51.1 ГрК РФ подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанный орган посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта ИЖС или садового дома (далее - уведомление о планируемом строительстве), содержащее сведения, предусмотренные пунктами 1 - 9 части 1 статьи 51.1 ГрК РФ, а также документы прилагаемые к нему. 

Завершение строительства объекта ИЖС или садового дома, сопровождается подачей застройщиком уведомления об окончании строительства, содержащее информацию о параметрах уже построенного объекта, на которое должно быть получено ответное уведомление уполномоченного органа - о соответствии параметров строительства ранее заявленным. 

Таким образом направление застройщику уведомлений о соответствии планируемого объекта и далее о соответствии построенного объекта является фактом признания уполномоченным органом соответствия возведенного объекта требованиям, на соответствие которым осуществлялась проверка. 

Получение от уполномоченного органа уведомления о соответствии построенного объекта ИЖС или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности дает возможность осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права в отношении возведенного объекта. 

Вместе с тем для жилых домов и садовых домов, созданных на земельных участках, предназначенных для ведения гражданами садоводства Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон № 218-ФЗ) были предусмотрены положения, предполагающие возможность до 1 марта 2021 года осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на такие объекты на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости. При этом не требовалось направления уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома. 

Федеральным законом от 8 декабря 2020 г. № 404-ФЗ в статью 70 Федерального закона № 218-ФЗ внесены изменения, согласно которым до 1 марта 2026 года будет действовать упрощенный порядок оформления прав граждан не только в отношении жилых или садовых домов, построенных на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, но и в отношении жилых домов, возведенных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства. 

Одновременно Федеральным законом № 404-ФЗ предусматривается, что жилой дом или садовый дом должны соответствовать параметрам объекта ИЖС, определенным в пункте 39 статьи 1 ГрК РФ. 

Таким образом, для целей выполнения кадастровых работ, подготовки технического плана объекта ИЖС, садового дома, осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на указанные объекты до 1 марта 2026 года не требуется наличие в представленных в орган регистрации прав документах уведомления о планируемом строительстве, уведомления об окончании строительства или реконструкции. При этом сведения о соответствующем объекте недвижимости, за исключением сведений о его площади и местоположении на земельном участке, указываются в техническом плане на основании проектной документации (при ее наличии) или декларации, указанной в части 11 статьи 24 Федерального закона № 218-ФЗ. 

Однако несмотря на то, что нормами указанного федерального закона предусмотрен упрощенный порядок регистрации объектов ИЖС и садовых домов, строительство таких объектов осуществляется в порядке, регламентированном статьей 51.1 ГрК РФ. 

Также  следует отметить, что введение в действие упрощенного порядка государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права в отношении объектов ИЖС и садовых домов не исключает обязанности правообладателей земельных участков при возведении на земельном участке зданий и сооружений, а также осуществления их перестройки или сноса соблюдать градостроительные и строительные нормы и правила, технические регламенты, а также требования о целевом назначении земельного участка (пункт 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 6 статьи 52 ГрК РФ). 

Учитывая, что нарушение при строительстве объекта ИЖС или садового дома действующих градостроительных и строительных норм и правил, может повлечь признание такого объекта самовольной постройкой (статья 222 Гражданского кодекса Российской Федерации), уведомление о соответствии построенного объекта ИЖС или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, направленное застройщику уполномоченным органом, можно расценивать как свидетельство того, что застройщиком указанные требования были соблюдены. 

В целях исключения возможности наступления правовых последствий, связанных с признанием объекта самовольной постройкой, рекомендуется заблаговременно знакомиться с правилами землепользования и застройки муниципального образования, в границах которого расположен земельный участок, на котором застройщиком планируется осуществить строительство. 

Дополнительно сообщаем, что Конституционный суд Российской Федерации также отметил, что с 1 марта 2025 года вступит в силу закон, который исправит ситуацию. Он установит среди прочего общее правило: срок освоения участка в населенном пункте - 3 года. 

Штраф за упомянутое нарушение зависит от того, определена ли кадастровая стоимость участка. Если она определена, размеры санкции такие: для граждан - от 1% до 1,5% кадастровой стоимости, но не менее 20 тыс. руб.; для должностных лиц - от 1,5% до 2% стоимости, но не менее 50 тыс. руб.; для компаний - от 3% до 5% стоимости, но не менее 400 тыс. руб. 

Если кадастровая стоимость не установлена, штрафы такие: для граждан - от 20 тыс. до 50 тыс. руб.; для должностных лиц - от 50 тыс. до 100 тыс. руб.; для компаний - от 400 тыс. до 700 тыс. руб. 

Меры по легализации трудовых отношений

Мерами по легализации трудовых отношений в случаях неоформления трудового договора или выплаты «серой» зарплаты могут являться обращения, в частности, в трудовую инспекцию, а также в суд.

Нередко при осуществлении трудовых функций работники сталкиваются с нарушением их трудовых прав. Например, когда при фактическом допуске к работе работодатель отказывается оформлять трудовой договор или вместо трудового договора оформляет гражданско-правовой, хотя заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения, не допускается.

Также распространенной является ситуация, когда работнику выплачивается «серая» зарплата. При этом, как правило, в трудовом договоре устанавливается размер зарплаты, равный минимальному размеру оплаты труда, а остальная часть денежных средств выплачивается наличными. Эта часть не учитывается при начислении отпускных и пособия по нетрудоспособности, с нее не уплачиваются налоги.

Меры, которые может предпринять гражданин, если работодатель не оформил с ним трудовой договор, а также если работнику выплачивается «серая» зарплата заключаются в следующем:

1. Обращение к работодателю

В зависимости от ситуации необходимо обратиться к работодателю с письменным заявлением о заключении трудового договора и (или) о признании правоотношений трудовыми либо о необходимости внесения изменений в трудовой договор в части размера зарплаты.

2. Обращение в государственную инспекцию труда

Можно направить жалобу в государственную инспекцию труда Хабаровского края (далее - трудовая инспекция).

В жалобе подробно описать сложившуюся ситуацию. По общему правилу жалоба должна содержать: наименование трудовой инспекции, фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) заявителя, почтовый адрес, дату жалобы и подпись. Ответ на жалобу должен быть направлен заявителю в течение 30 дней со дня ее регистрации. Этот срок может быть продлен, но не более чем на 30 дней.

Также гражданин вправе подать жалобу в электронной форме на сайте органа. В этом случае ответ будет направлен на адрес электронной почты, который указан в жалобе.

По результатам рассмотрения жалобы трудовая инспекция может вынести предписание об устранении выявленных нарушений, а также привлечь работодателя к административной ответственности за нарушение трудового законодательства.

3. Обращение в суд

В целях легализации трудовых отношений гражданин вправе обратиться в суд. Для этого необходимо подготовить и подать исковое заявление. Если требуется установление факта трудовых отношений и (или) признания гражданско-правовых отношений трудовыми, в исковом заявлении также можно заявить требование об оформлении трудового договора и внесении записи в трудовую книжку.

Дела по таким спорам рассматриваются районными судами по месту жительства работника, либо по адресу (месту жительства) работодателя или адресу филиала (представительства) организации-работодателя, либо по месту исполнения трудового договора, если таковое в нем указано.

За подачу искового заявления госпошлина не уплачивается.

В исковом заявлении необходимо указать информацию о том, в чем заключается нарушение прав, обстоятельства, на которых основываются исковые требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства.

Например, при предъявлении требования об установлении факта трудовых отношений либо о признании гражданско-правовых отношений трудовыми к иску следует приложить документы (при их наличии), подтверждающие:

факт допуска истца к работе и (или) факт заключения гражданско-правового договора;

факт личного выполнения истцом определенной трудовой функции;

факт допуска на территорию работодателя и (или) предоставления истцу рабочего места.

К доказательствам также относятся показания свидетелей, которые могут подтвердить факт осуществления трудовой деятельности у конкретного работодателя.

Защита трудовых прав граждан, направленная на понуждение работодателей, допускающих факты неофициального трудоустройства своих работников, также осуществляется органами прокуратуры.

 Основанием для проведения проверки органами прокуратуры фактов нарушений трудового законодательства, допущенных руководителями организаций всех форм собственности, являются, как правило, письменные обращения граждан.

 

О правонарушениях, совершаемых в сфере информационно-телекоммуникационных технологий

Мошенничество является самым распространенным способом завладения денежными средствами граждан.

Например, мошенники, могут представляться близкими родственниками, которые просят передать денежные средства для разрешения сложившейся в их жизни неблагоприятной ситуации, сотрудниками службы безопасности банка, сообщая гражданам о попытках несанкционированного списания денежных средств с карты или оформления кредита.

Одновременно с этим распространены дистанционные хищения, которые совершаются путем размещения в сети Интернет заведомо ложных предложений об услугах и продаже товаров за денежные средства.

Даже при наличии неоднократных предупреждений о таких способах мошенничества граждане легко поддаются на уловки мошенников и в дальнейшем уже выступают в качестве потерпевших.

Указанные действия подпадают под признаки состава преступления, предусмотренного ст. 159 УК РФ – мошенничество, то есть хищения чужого имущества, путем обмана или злоупотреблением доверия.

С целью сохранения имущества граждан, необходимо ставить под сомнения, если звонки от сотрудника банка, поступают посредством мессенджера, а также не следует сообщать звонившему персональные данные.

В случае, если ваши денежные средства похищены злоумышленниками, обратитесь в отделение полиции с заявлением о совершении преступления. В случае отказа полиции в принятии подобного заявления, незамедлительно обратитесь в органы прокуратуры с соответствующей жалобой.

 

Уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями по статье 285 Уголовного кодекса Российской Федерации

Прокуратура района разъясняет, что лица, злоупотребляющие должностными полномочиями либо превышающие свои должностные полномочия, посягают на регламентированную деятельность государственных органов, в результате чего существенно нарушаются охраняемые законом интересы общества и государства.

Субъект данного преступления, т.е. лицо, совершившее преступное посягательство - должностное лицо.

Под использованием должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы следует понимать совершение таких деяний, которые хотя и были непосредственно связаны с осуществлением должностным лицом своих прав и обязанностей, однако не вызывались служебной необходимостью и объективно противоречили как общим задачам и требованиям, предъявляемым к государственному аппарату и аппарату органов местного самоуправления, так и тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями.

Стремление должностного лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера, не связанную с незаконным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или пользу других лиц это корыстная заинтересованность.

Признаками злоупотребления должностными полномочиями могут считаться действия, которые привели к подрыву авторитета власти на местах, создали препятствия для предпринимательской деятельности, привели к нарушению общественного порядка, помехам в работе государственных органов, были прикрытием для незаконных действий (например, хищений бюджетных средств и т.д.). Для того чтобы оценить, насколько существенным был ущерб от действий должностного лица, учитывается тяжесть последствий для государства, государственной организации, отдельных лиц, подсчитывается суммарный материальный ущерб.

Статья 285 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за злоупотребление должностными полномочиями и предусматривает наказание вплоть до 10 лет лишения свободы в зависимости от квалифицирующих признаков, таких как совершение преступления, лицом, занимающим государственную должность, либо если данное деяние повлекло тяжкие последствия.

 

О порядке работы с обращениями о нарушениях требований к качеству коммунальных услуг в МКД

В силу части 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме (далее - МКД) и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.

В письме Минстроя России от 14.10.2024 № 26746-ОГ/00 рассмотрен вопрос о порядке уведомления аварийно-диспетчерской службы при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги. Отмечается, что собственник или пользователь помещения в МКД должен быть в течение получаса с момента регистрации заявки проинформирован о планируемых сроках ее исполнения.

В случае аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и внутридомовых систем отопления аварийнодиспетчерская служба также информирует орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположен МКД, о характере аварийного повреждения и планируемых сроках его устранения.

Нарушение требований к осуществлению аварийно-диспетчерского обслуживания будет считаться грубым нарушением лицензионных требований, что может повлечь для управляющей организации административную ответственность.

 

Одинокие родители и беременные женщины смогут получить отсрочку отбывания наказания в виде ограничения свободы

Внесенные изменения в Федеральный закон от 25.10.2024 № 350-ФЗ
"О внесении изменений в статью 82 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 398 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" предусматривает, что одинокие родители и беременные женщины смогут получить отсрочку отбывания наказания в виде ограничения свободы.

Законом предоставлена возможность отсрочить реальное отбывание наказания осужденным к ограничению свободы беременным женщинам, женщинам, имеющим ребенка в возрасте до 14 лет, и мужчинам, имеющим ребенка в возрасте до 14 лет и являющимся единственным родителем.

Установлено, что в случае наступления беременности женщина, осужденная к ограничению свободы, вправе обратиться в суд с ходатайством об отсрочке отбывания наказания со дня предоставления отпуска по беременности и родам либо со дня, когда ей в соответствии с трудовым законодательством мог бы быть предоставлен такой отпуск.

 

Изменения в законодательстве, влекущие ужесточение ответственности для водителей, использующих устройства, препятствующие идентификации государственных регистрационных знаков

Положениями Федерального закона от 14.10.2024 № 342-ФЗ внесены изменения в статью 12.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), согласно которым статья дополнена новыми частями.

Так, часть 2 статьи 12.2 КоАП РФ дополнена частью 2.1, предусматривающей административное наказание за управление транспортным средством с государственными регистрационными знаками, оборудованными с применением устройств, препятствующих идентификации государственных регистрационных знаков, либо позволяющих их видоизменить или скрыть влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от 1 года до 1,5 лет с конфискацией указанных устройств.

Дополненной законодателем частью 5 к ст. 12.2 КоАП РФ введена административная ответственность за повторное совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ, влекущая лишение права управления транспортными средствами на срок от 1 года до 1,5 лет).

Ранее указанная норма КоАП РФ предусматривала наказание за управление транспортным средством с государственными регистрационными знаками, оборудованными с применением устройств, препятствующих их идентификации в виде штрафа в размере 5 тысяч рублей или лишения прав на срок от 1 до 3 месяцев.

 

Подписан закон, уточняющий механизм взыскания алиментов на детей в порядке искового производства в случае отмены судебного приказа

Федеральный закон от 26.10.2024 № 356-ФЗ "О внесении изменения в статью 129 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"

В новой редакции изложена статья 129 ГПК РФ.

Закреплено, что в случае отмены судебного приказа о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей и удовлетворения требований взыскателя в порядке искового производства такие требования удовлетворяются за весь период, указанный в отмененном приказе.

Также внесенными поправками определен порядок рассмотрения возражений должника относительно исполнения судебного приказа.

Предусмотрена возможность подачи частной жалобы на определение суда об отмене судебного приказа по мотиву отсутствия уважительных причин

© 2019 - 2024 Администрация Тополевского сельского поселения | официальный сайт Мы создаем сайты Заказать сайт